Среда, 14.11.2018, 14:04

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки

А.П. Чехов. Рассказ "Хирургия" (Технологическая карта урока литературы в 5 классе)
23.01.2016, 21:12

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

  Целевой блок            

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»   

Цель:

 Формировать УУД:

Личностные:

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи  урока, планировать пути достижения целей; умение осуществлять контроль своей деятельности и  оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Познавательные: умение определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить  логическое  рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Планируемые результаты

 Предметные: научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, общую цель и назначение текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Личностные: готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности.

Метапредметные:

 регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи  урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и  оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  коммуникативные УУД: научатся  работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

 познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации,  строить  логическое  рассуждение, умозаключение, делать выводы.

                                 Инструментальный блок

 Задачи урока

 Образовательные:

 заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над  поставленными вопросами; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Способствовать развитию умений:

 задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

  вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

 выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

 аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

 в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

 Воспитывать: эстетически подготовленного читателя.

 Тип урока

 Изучение и закрепление новых знаний

 Учебно-методический комплекс

Оборудование

  Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. _- 303 с.: ил. 

Учебник с текстом рассказа, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

     

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 
 
  1. Мотивация к деятельности

Цель этапа:

включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

- Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П. Чехова. Каким представляется вам писатель? - Давайте прочитаем статью учебника о писателе.

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

- Если вы хотите больше узнать об А.П. Чехове, почитайте воспоминания о нем К.И. Чуковского. И вы узнаете о необыкновенной щедрости писателя; о любви к юмору, к озорству; о добром отношении к людям; о требовательности к себе.

Подготовка  класса  к  работе.

 

 

Добрый, скромный, внимательный.

Читают статью учебника

 

Отвечают на вопросы учителя

 
  1. Актуализация и пробное учебное действие

 

 - С какими рассказами А.П. Чехова вы знакомы?

- Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова писателя: « Они смешные, но невеселые». Такую характеристику своим рассказам дал писатель.

Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока, прочитав рассказ «Хирургия».

- Интересно, почему рассказ А.П. Чехова так называется? А можно предположить,  о чем рассказ?

Называют прочитанные рассказы («Каштанка» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают предположения.

 
  1. Создание проблемной ситуации

Цель этапа: подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренней потребности в решении проблемной ситуации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Да, мы любим при чтении   строить предположения, что же будет с героями дальше, как повернется сюжет, какова будет развязка действий.  Так  устроен человек.

О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? Можем мы точно ответить на эти вопросы?

- А что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитать рассказ.

 
  1. Озвучивание темы урока.

Постановка целей, задач урока.

- Как мы озаглавим свой урок?

 

 

 

 

 

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам нужно сделать?

 

Ставят цели,  формулируют тему урока.

Озвучивают тему. («Хирургия». О чем заставляет нас задуматься рассказ?» Возможно, дети предложат другие варианты.  Необходимо  обсудить. )

(Формулируют задачи урока).

1. Прочитать  и проанализировать рассказ.

2. Выявить проблемы, над которыми нас заставляет задуматься автор.

3. Ответить на вопрос: почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам?

 

  1. Прослушивание аудиозаписи рассказа.

 

Предлагает  прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия». Исп.: от автора – А. Колган, Курятин – А. Колган, Вонмигласов – нар. Арт. России А. Пожаров.

Слушают аудиозапись.

 
  1. Первичное закрепление

Цель этапа:

 

 

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

- Понравился ли вам рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

- А что такое юмор?

 

 

 

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы А.П. Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала небольшая словарная работа по рассказу. Думаю, что некоторые слова необходимо растолковать. (На экране дается толкование слов – см. приложение 1)

А сейчас проверим, как вы внимательно слушали рассказ (викторина по рассказу):
- Почему больных в земской больнице принимает фельдшер, а не доктор?

- Какая фамилия у дьяка, который пришел вырвать зуб?

- Фамилии у Чехова «говорящие», то есть что-либо сообщающие нам об их носителях. Как вы думаете, о чем говорит нам фамилия дьяка?

- «Вонмем» - это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке «внимайте». Фамилия эта говорит о том, что её владелец имеет отношение к церкви.

- А фамилия  Курятин. Какие ассоциации она вызывает? На что намекает?

О каком человеке могут сказать «мокрая курица»?

- А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте.

- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
- Какие инструменты называл Курятин?

Учитель  организует  физминутку.

 

 
  1.  Самостоятельная работа с проверкой. Обсуждение. Обоснование своих точек  зрения. Работа с текстом.

 

Разбивая детей на группы,предлагает выполнить задание на карточках:

1 группа: расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. Чем вы объясняете эти совпадения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 группа: Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? Как меняется их поведение и отношение друг к другу? Как они ведут себя в конце рассказа? Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа:  Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой и что говорит о нем автор? Обратите внимание на то, как работает фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю? Почему для него важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка? Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера?

 

4 группа: что такое деталь? Найдите определение в словаре учебника. На какие детали обращает наше внимание автор? Что приносит дьячок в больницу? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Почему? Какую роль играет эта деталь для понимания текста?

 

 

-Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы, что все закончится так?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

 

 

- О чем нас заставляет задуматься рассказ?

 Примерные ответы учащихся.

 

Фельдшер Курятин «толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».

Дьячок Вонмигласов «высокий старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». Не найдя икону, молится на бутыль с карболкой.

 

В начале произведения они вежливы, обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству. Но с течением времени смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова. А Курятин разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья...», — бормочет дья­чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» Они обзываются, передразнивают друг друга, «тыкают» друг другу. Мы видим невежественных, невоспитанных людей.

 

« Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки…Раз плюнуть…». Фельшер Курятин хочет сказать, что легко может вырвать зуб. Но автор говорит: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Автор дает понять, что фельдшер не знает, какой инструмент выбрать, и берет наугад. Он плохо знает своё дело.

 

Чтение определения слова «деталь» в словаре учебника.

Дьячок приносит просфору. А затем забирает её, уходя. Это говорит о жадности Вонмигласова, а также о том, что фельдшер не заслуживает благодарности.

 

 

 

 

 

 

Рассказ смешной, но это «смех сквозь слезы». Чехов смеётся над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Он высмеивает невежество Курятина, который выдает себя за опытного врача. Его непрофессионализм, неумение причиняет страдания людям. Но и над дьячком смеется писатель. Служитель церкви молится на бутыль с раствором, ругается бранными словами. Но смех А.П. Чехова имеет грустный оттенок. В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, чинопочитание и хвастовство.

 
  1. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  •           Какую цель ставили?
  •          Удалось достичь поставленной цели?
  •          Каким способом?
  •          Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  •          Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.
 
  1. Домашнее задание

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение                     

  1. Толкования  слов (на экране):

Земская больница – больница, организованная земством.

Земство – орган местного самоуправления. Были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (областях и районах) они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа.

  • – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
  • – низший чин служителя церкви.

       Хирургия -

       Просфора – белый хлебец особой формы, употребляемый при богослужениях.

      «В бурсе березой потчевали» - пороли березовыми розгами в бурсе – духовном училище.

       Псалтырь

       Чечунчовыйшелковый.

       Триковый – трикотажный.

     Карболовая кислота - прозрачная бесцветная жидкость своеобразного запаха, обладающая сильным      антисептическим, бактерицидным и противопаразитарным свойством.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Ольга
Просмотров: 3349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/9
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск