Среда, 14.11.2018, 14:05

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки

Грусть по романсу (жизнь и творчество В. Пономаревой)
28.02.2016, 18:57

                                        Грусть по романсу

- Сегодня я нисколько не боюсь

С 21 веком временно расстаться.

Сегодня я в любви вам объяснюсь

Высоким словом русского романса.

      Как часто на концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью. Это романсы – песни трогательного, душевного, отзывчивого характера. Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и обозначал светскую песню на испанском языке. Десятилетиями нам внушалось, что любовь к романсам – признак дурного вкуса, «цыганщина», мещанство и тому подобное. Но интерес к романсу не ослабевает.

     Так вышло, что искусство, призванное восполнить эмоциональный и духовный дефицит, на самом деле его не восполняет. Стали редки жанры, где зритель находит отдушину. Отсюда любовь к романсам. Это ведь мелодрама в миниатюре, чаще всего небольшая новелла о несчастной любви. Поэтому романсы носят интимный характер, пелись и поются дома, за столом, где собрались близкие люди, под рояль, чаще под гитару или вообще без аккомпанемента.

(чтение стихотворения Ф.Г. Лорки «Гитара» под музыку)

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

Не проси у нее молчанье!

Неустанно гитара плачет,

Как вода, по каналам плачет.

Не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

Так плачет стрела без цели,

Так песок раскаленный плачет

О прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица

Под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва

Пяти проворных кинжалов.

     Слушая плач гитары, эту прекрасную музыку, ждешь, что польется песня… цыганский романс. Знаете ли вы цыганские романсы? Предвижу ваше удивление. Вряд ли можно найти человека, у которого это словосочетание не вызовет ассоциативных воспоминаний: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М. Горький и, наконец, неувядаемый романс «Очи черные». Но имеет ли все это действительное отношение к цыганскому романсу? Как ни парадоксально, большинство наиболее популярных романсов цыганскими не являются. Это русские романсы, исполняемые в цыганской манере. Подобная традиция установилась с давних пор. Золотой век цыганского романса пришелся на эпоху А.С. Пушкина. Но и в последующие годы он был популярен. Л.Н. Толстой перед смертью жалел, что цыган больше не услышит. Очень любила цыганские романсы М.Цветаева. Многие писатели и поэты, люди искусства, просто люди, непричастные к искусству, любили некий порыв в цыганских романсах. Сейчас новые времена, но и теперь цыганский романс не утратил своего очарования.

     С жизнью и творчеством одной из певиц, успешно синтезирующей профессионализм и подлинно фольклорную манеру исполнения, я вас сегодня познакомлю. Это талантливая исполнительница романсов – цыганских и русских – Валентина Пономарева. Цыганка по национальности, с самого рождения живет она в атмосфере искусства. Родители были профессиональными музыкантами: отец скрипачом, мама пианисткой. Они с детства приобщали дочь к серьезным занятиям классической музыкой. А Валентина Пономарева, окончив музыкальную школу и училище по классам фортепиано и вокала, отдала предпочтение пению. Жизнь ее не из легких, творческая судьба – постоянный поиск. Эстрадные коллективы, сцены драматических театров, работа в вокальных ансамблях – все это развивало музыкальное и исполнительское мастерство певицы, совершенствовало ее творческую индивидуальность. Удивительна многогранность этой певицы.

     Многочисленные поклонники ее таланта помнят выступления Валентины Пономаревой в цыганском вокальном ансамбле «Джанг», в прославленном трио «Ромэн». Здесь она была одной из ведущих певиц. «Ромэн» с момента появления, резко набрав высоту, сохранял свою популярность на протяжении 12 лет. Среди профессионалов Валентина Пономарева признана как ведущий мастер авангардного свободного джаза. Мастер оригинальных и виртуозных джазовых композиций. Да и сама Валентина Пономарева долго избегала романсов, цыганских песен. Считала их чем-то вторичным для себя.

      Композитор А.Петров говорил о ней: «Валентина Пономарева – поистине уникальная певица. Ей подвластно все: народная музыка и джаз, классическое пение и стиль рок». И романс, можем добавить мы. «Я пришла к романсу не случайно, - говорит певица .- Романсы пели моя бабушка и тетки – прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне казалось их пение скучным. Тогда я реагировала больше на ритм и пульс в музыке. А позже поняла – исполнение романса требует духовного и жизненного багажа, большой человеческой зрелости, жизненного опыта, опыта горечи жизни.  (Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении В. Пономаревой.)

     После распада трио «Ромэн» для Валентины Пономаревой наступила полоса затишья. Как признается сама певица, полоса растерянности. Она не знала, что делать. А потом получила предложение петь в фильме режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Певица исполняла за кадром прекрасные романсы на стихи Бэллы Ахмадуллиной, Марины Цветаевой, Эльдара Рязанова. И именно в работе с композитором А. Петровым раскрылась еще одна грань ее таланта. Эльдар Рязанов утверждал. Что «весь фильм звучал как один большой романс». И в немалой степени этому способствовал проникновенный голос певицы. С той поры романс «А напоследок я скажу» вошел в каждый дом и стал визитной карточкой певицы. (Звучит романс «а напоследок я скажу»).

    Романсы в исполнении В. Пономаревой по сути своей современны, хоть и исполняются в традициях русской и цыганской классики. Их не спутаешь с романсами прошлого века.

    Многие, наверное, слышали печальный и горький романс «Нет, не любил он…» Некоторые знакомы с ним по блестящему фильму Якова Протазанова «Бесприданница», поставленному в 1936 году, где проникновенно спела Нина Алисова, игравшая роль Ларисы. Романс «Нет. Не любил он» появился в России после смерти автора пьесы, в 90-х годах 19 века. Мелодия принадлежит композитору А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведеву. (Звучит романс)

Звезда отечественной эстрады В. Пономарева проводит прекрасные вечера русских и цыганских романсов. Прелестный голос певицы словно обволакивает нас миром замечательных музыкальных звуков. И слышится нам в нем щемящая грусть, грусть по романсу (звучит романс «Любовь – волшебная страна»).

Категория: Методические разработки | Добавил: Ольга
Просмотров: 164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск