Среда, 14.11.2018, 14:04

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки

Нравственная проблематика рассказа Е.Носова "Кукла"
[ Скачать с сервера (35.5 Kb) ] 30.06.2016, 14:30
Разработка урока литературы по ФГОС в 7 классе Нравственная проблематика рассказа Е.И. Носова «Кукла» Технологическая карта урока Целевой блок Тема: «Нравственная проблематика рассказа Е.И. Носова «Кукла» Цель: Раскрытие нравственной проблематики рассказа Е.И. Носова Задачи урока Образовательные: заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа; сделать процесс чтения более эффективным. Способствовать развитию умений: - задавать вопросы, самостоятельно формулировать и решать проблемы, анализировать материал; - вырабатывать собственное мнение на основе осмысления чужого опыта, идей и представлений; - выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - слушать и вступать в диалог. Воспитывать: эстетически подготовленного читателя. Планируемые результаты Предметные: научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, проблему текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Личностные: готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности. Метапредметные: регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи. коммуникативные УУД: научатся работать в коллективе, в группе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. Инструментальный блок Тип урока Урок анализа художественного произведения Формы обучения работа в группах (анализ эпизодов), работа с текстом, словарная работа, беседа Технологии Технология развития критического мышления Учебно-методический комплекс Оборудование Литература Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2013. _- 319 с.: ил. Учебник с текстом рассказа, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки. Стихотворение И. Волобуевой «Речка Равнодушия» Этапы урока Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент Создание эмоционального настроя - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожмем руки и настроимся на серьезную и интересную работу. - В Москве на Болотной площади находится необычная скульптурная композиция. На невысоком постаменте стоят мальчик и девочка. У них завязаны глаза и вытянуты руки. Они не знают куда идут и протягивают руки в надежде о помощи. А вокруг них скопилось 13 «монстров» - пороков. Они стоят полукругом, возвышаясь над этими детьми и как будто наступая на них со всех сторон. Фигуры эти - символы пороков взрослых — Наркомании, Проституции, Воровства, Алкоголизма, Невежества, Лженаучности, Равнодушия, Пропаганды насилия, Садизма, Позорного Столба для тех, кто без памяти, Эксплуатации детского труда, Нищеты и Войны. Фигуры страшные, с человеческими туловищами и с необычными головами. Композиция называется «Дети — жертвы пороков взрослых» и задумана автором как символ борьбы со злом и пороками. В центре композиции над фигурами пороков на пьедестале возвышается скульптура, олицетворяющая худший порок. Фигура с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с телом в виде гроба. Михаил Шемякин (автор скульптурной композиции) называет этот порок самым главным людским пороком, «корнем всяческого зла». Как вы думаете, что это за порок? Слушают учителя Учащиеся делают предположения. Учитель при необходимости называет. 2. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи - Дома вы прочитали рассказ Е.И. Носова «Кукла». Свяжите воедино прочитанное произведение и презентацию, просмотренную в начале урока. Обсудите в группах и назовите тему урока. - Понравился ли вам рассказ писателя? Какие ощущения, чувства вы испытывали после прочтения этого произведения? -Так что вам хочется обсудить сегодня на уроке, о чем поговорить в связи с прочтением рассказа? Учащиеся обсуждают в группах и предлагают свои темы урока. В процессе обсуждения выбирается одна и записывается на доске. Учащиеся делятся своими ощущениями, чувствами Дети предлагают проблемы, которые стоит обсудить, то есть формулируют цель и задачи урока. 3. Совместное исследование проблемы. Анализ начала рассказа Поиск решения учебной задачи. - Начало рассказа размеренное, неторопливое. С чего начинается рассказ? - Предполагали ли вы, о чем пойдет речь в рассказе после описания природы? - Наверное, Е. Носов так начал свой рассказ неслучайно. Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? Предлагаю вам 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на мой вопрос. (см. приложение 1.) - С описания природы. - Нет. Можно подумать, что пойдет речь о природе или о встрече двух знакомых людей. Учащиеся читают и обсуждают в группах. Затем фрагменты выразительно читают и анализируют. 1 фрагмент. - Пейзажная зарисовка наполнена ощущением «праздничности и радости бытия». Картина осени, но в природе тепло и солнечно по-летнему. Кругом гармония, и даже листопад не вызывает сожаления, а только напоминает о закономерностях в природе. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов и звуков. Автор использует олицетворение («воздух остер и крепок», метафору («звездочки цикория»), сравнение («листом…, похожим на … сеймскую рыбку»). 2 фрагмент. - Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло». Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се¬рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность картины. Мрачная картина – результат бездумного хозяйствования человека ( «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»). - Е.И. Носов хотел показать, к чему приводит безответственное поведение человека. 4. Анализ образа главного героя Знакомство с героем рассказа, поиск точек соприкосновения с рассказчиком – Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? – Расскажите об Акимыче. Что объединяет главного героя с рассказчиком? _ Ребята, а что значит ранило «бескровно»? (контузило взрывной волной) - Акимыч сильно переживает. Для него это боль. - Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет: «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидиро¬вали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич». «Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и бес¬помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом ост¬рые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо» 5. Актуализация знаний. Викторина по жизни и творчеству Е.И. Носова Контроль знаний - Война покалечила главного героя. Эта тема близка писателю. Давайте вспомним биографию Е.И. Носова. - Откуда родом Е. Носов? - Сколько лет было Е.И. Носову, когда он ушел на войну? - В каких войсках воевал Е. Носов? - Что случилось с Е. Носовым в конце войны? - «…я был старше их на целую войну». О ком и в связи с чем так писал Е. Носов? - Какая тема является неизменной в творчестве Е.И. Носова? - Из деревни Толмачево Курской области. - Е.И. Носов ушел на фронт в 1943 году. Значит, ему было 18 лет. - Писатель воевал в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале. - После войны Е.И. Носов вернулся в школу. Он писал о школьниках, которые воспринимали его как учителя, а не как ученика. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» (Е.И. Носов) Для писателя Родина, родная земля священна. Ее необходимо любить и защищать. 6. Анализ рассказа. Поиск нравственной проблематики рассказа. Осмысление проблематики произведения – А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? – Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? – Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? – Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? – Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? – Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш-ным? – Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? – Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие? – Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? – Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? – Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название? Писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области (словарная работа. Приложение 2) - Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное, безответственное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени. - Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель. - Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна¬ченной улыбкой на припухлых по-детски губах». - Над ней кто-то жестоко и цинично издевался: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». - Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски». - Он напомнил Акимычу военное время: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер¬занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал. Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться. - Акимыч не может равнодушно проходить мимо зла. Он глубоко переживает, у него болит душа. Учащиеся дают свои определения этого слова - «Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к злу, равнодушие. - Не закопать все зло, которое происходит на Земле. - Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой, то есть на проблеме равнодушия. 7. Рефлексия Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний - Какие нравственные уроки дает нам писа¬тель Евгений Носов? - Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по от-ношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Об этом стихотворение современной поэтессы Ирины Волобуевой. Пусть оно станет для вас заповедью на всю жизнь. Речка Равнодушия Ты знаешь эту речку необычную, В которой слишком сглаженное дно? Пожухли травы – речке безразлично. Темно ли в окнах – речке всё равно. С ней вровень берега её бескровные, На них лежат бездумные пески. Впадают в речку медленные, ровные, Сговорчивые слишком ручейки. Весна её не делает безбрежною, Морозы не заковывают в лёд, И нрав её, такой уравновешенный, Застойностью болотной отдаёт. И пусть в тебе горят тревоги душные, Пусть жажда сердца мучает века, Не пей, не пей из речки Равнодушия, Молю тебя, ни капли, ни глотка. - Что нового вы открыли для себя на уроке? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? - Кому поставим сегодня отметки? Учащиеся отвечают на вопросы. - Не будь равнодушным, не проходи мимо зла и жестокости. Ответы учащихся 8. Домашнее задание Развитие творческих способностей - Выразите свои впечатления от прочитанного рассказа в любой форме (стихотворение, небольшое сочинение, синквейн, вопросы, рисунок и т.д.) - Прочитайте рассказ Е.Носова «Живое пламя». Использованная литература: 1. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2012 2. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной/ авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина.- Изд. 2-е, испр.- Волгоград:Учитель, 2009 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка для 1 группы «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по¬следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе¬лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы¬пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз¬давали ощущение праздничности и радости бытия». Карточка для 2 группы «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя¬нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину». ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Словарная работа Дурнишник, белокопытник, стрелолист - названия растений. Язь - вид речной рыбы. Взгорок – небольшая возвышенность, пригорок «Гукает кирзачами» - стучит кирзовыми сапогами «Телогреечка внапашку» - стеганая ватная куртка на плечах. Выгон - место, где пасётся скот; пастбище. Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться. Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги. Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого. Споро – быстро, проворно. Худо – зло, неприятно. Язь – вид речной рыбы.
Категория: Методические разработки | Добавил: Ольга
Просмотров: 1114 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск