Среда, 14.11.2018, 14:05

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки

Организация проектной деятельности учащихся во внеурочное время
20.01.2018, 12:46

Актуальность методики проектной деятельности в школе определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. ФГОСы требуют от учителя реализации компетентностного подхода к обучению, то есть перехода от пассивной передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения обучающимися практического опыта. Как добиться того, чтобы учащиеся активно добывали информацию, критически ее осмысливали и использовали на практике? Данная проблема побудила меня к освоению метода проектной деятельности.

Проект – это метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. Этот вид работы способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивает собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях жизни.

Метод проектной деятельности возник еще в начале 20 века. Разработчиком американской модели проектного обучения является философ и педагог Джон Дьюи. В России проектную технологию разрабатывал педагог Станислав Теофилович Шацкий. Последователи - В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.

В настоящее время данную технологию разрабатывает Нинель Юловна Пахомова – доцент кафедры педагогики Московского института открытого образования. У Н.Ю. Пахомовой вышло много книг по данной технологии. Например, «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» (Москва, 2008 год).

Проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – его портфолио – папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы и отчёты.

Главная цель учителя – разработать программу действий, через которую он будет осуществлять управление работой учеников. Задачи – мотивировать, организовывать, координировать процесс создания проекта. Учитель должен подходить к проведению этой работы творчески, не сдерживать инициативу учащихся, учить действовать самостоятельно.

В своей работе я использую исследовательские, творческие и информационные проекты.

Литература и русский язык как учебные предметы – плодородная почва для проектной деятельности. Учебники «Литература» (авт. Коровина) и «Русский язык» (авт. Быстрова»), по которым я работаю в 6 и 8 классах, содержат готовые проектные задания. Их ученики осуществляют под моим руководством во время уроков и в процессе подготовки к ним.

Например, обучающиеся 6 класса на уроке русского языка проводили лингвистическое наблюдение над рядом слов, сравнивая их написание и толкование в разных словарях, а затем выступали с докладами. На уроке литературы ребята самостоятельно организовали конкурс на тему «Русские басни». Мои ученики составляют вопросы, тесты, готовят задания к прочитанным текстам, электронные презентации, уроки-концерты, сценарии и многое другое.

Но мне хотелось бы поделиться опытом организации проектов с обучающимися во внеурочное время, которые уникальны по своей сути, потому что построены на местном, краеведческом материале.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: село Прибельский, в котором мы живем, образовалось после Великой Отечественной войны благодаря строительству сахарного завода. С разных уголков страны приехали специалисты по производству сахарного песка. В результате смешения речений в селе возникла особая языковая среда. А это – богатый источник для исследований, который мы с моими учениками осуществляем во внеурочное время.

Первый проект, который мы выполнили, был связан со сбором диалектных слов, употребляемых уроженцами близлежащей деревни Старые Ирныкши. Сначала это был индивидуальный проект, с которым ученица 10 класса выступила на районной НПК «Шаг в науку». Затем он вырос в групповой. С группой десятиклассников мы выезжали в деревню и в процессе беседы с жителями собрали диалектизмы, распределили их по тематическим группам и создали словарик диалектных слов.

Следующая проектная работа – «Частушки жителей с. Прибельский». Это был парный проект. Две ученицы 7 класса собирали частушки у жителей нашего села и даже записали бабушек на видео.

Еще один проект – индивидуальный. Ученица 11 класса подготовила сборник частушек д. Старые Ирныкши, классифицировав их по тематике. Также в данном сборнике описываются языковые и художественные особенности частушек.

Последняя проектная работа, которую выполнила ученица 5 класса, называется «Почему наши бабушки так говорят?» Конечный продукт этой работы – словарик слов и выражений бабушек, в котором дается их толкование, объясняется происхождение. Есть в этом словарике, как мы считаем, уникальные слова и выражения, которых нет ни в одном словаре. Например, словом «февраль» называют человека недалекого. Или выражение «задать баню» означает «наказать».

Опишу систему работы над проектом «Частушки д. Старые Ирныкши Архангельского района РБ: языковое и художественное своеобразие». Первый этап – погружение в проект. Интерес ученицы был вызван моим рассказом о том, как я, будучи студенткой СГПИ, собирала частушки. Эти частушки затем мой руководитель, профессор филиала БГУ в Стерлитамаке Карпухин Иван Егорович включил в свою книгу «Частушки устами русских». Ученицу Анну заинтересовал действительно необычный, уходящий в историю жанр. Я предложила ей изучить тематическое разнообразие, лексические особенности и речевую структуру, средства художественной выразительности частушек.

На втором этапе организации деятельности Анна составила план работы, включавший сбор информации в Интернете, в библиотеке, работу со словарями. Намечен был конечный результат – сборник частушек.

На третьем этапе осуществления деятельности Анна выписала частушки, распределила их по тематике и приступила к работе над исследованием языкового и художественного своеобразия при помощи словарей и книг, найденных в библиотеке и предложенных мной. В ходе работы было решено записать исполнение частушек бабушками, выходцами из этой деревни. Аней были подготовлены сборник и презентация. Свой проект Мазурова А. публично продемонстрировала на районной НПК, затем в республиканском конкурсе «Дорогами Отечества» и на I Всероссийском фестивале «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в городе Москва.

Таким образом, применение проектных технологий является для учащихся способом овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Мои ученики получили возможность развить творческое мышление, личностные качества, необходимые для жизни, а именно, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, коммуникабельность, умение работать индивидуально и в группе. У учеников формируется навык работы с большим объемом информации, повышается мотивация изучения русского языка и литературы через метод проекта. Данная работа повышает и самооценку обучающихся, создает ситуацию успеха. При этом познается культура, самобытность народов малой родины, воспитываются патриотические чувства. Для меня мерилом успеха данной формы работы является то, что мои ученики хотят заниматься проектной деятельностью и предлагают новые темы и направления. Например, «Реп и частушка. Что общего?», «Русские обрядовые песни».

Что данный опыт дал мне? Я поняла, что метод проекта в педагогической практике – это средство, позволяющее обучать проектированию, это возможность для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методов. Метод проектов известен давно, но задачи ФГОСов делают его актуальным и своевременным в работе каждого учителя.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Deny27
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск