Среда, 14.11.2018, 14:04

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки

План-конспект открытого урока по литературе: «Тема защиты Отечества, товарищества и братства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
[ Скачать с сервера (7.15 Mb) · Скачать удаленно (7 МБ) ] 15.01.2016, 06:15

Подробный план-конспект открытого урока по литературе: «Тема защиты Отечества, товарищества и братства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока:

  • Выявление основной идеи повести Н.В. Гоголя, её патриотического пафоса. Совершенствование навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения.

Задачи:

    Образовательные:

   - обобщить знания учащихся, полученных на предыдущих уроках, раскрыть суть моральных категорий (товарищество, патриотизм, братство); рассмотреть, как идея товарищества показана в повести.

     Развивающие:

- формировать умение глубокого анализа текста;

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

- развивать творческие способности, монологическую речь.

     Воспитательные:

- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

- формировать нравственные ценности личности, воспитывать чувство любви к Отечеству.

Предметный результат: УУД:

коммуникативные: Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

регулятивные: Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

познавательные:

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

личностные:

Выпускник получит возможность для формирования:

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Тип урока:

Форма урока: урок-исследование

Используемые педагогические технологии:

- традиционная педагогическая технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся;

- приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, анализ по алгоритму, работа с текстом), исследовательский метод. Работа с репродукциями.

Формы работы: индивидуальная, парная, разноуровневые задания, фронтальная работа, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оборудование:

  • портрет Н.В. Гоголя,

  • репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри» и А.П. Бубнова «Тарас и его сыновья»,

  • презентация,

  • мультимедийный проектор,

  • ноутбук

          Урок проводится в 7 классе по программе Коровина.  На данном уроке важно уяснить идею повести, чтобы на дальнейших уроках вести разговор о героях, об изобразительно-художественных средствах создания героических характеров.

  • Урок проводится в соответствии со следующими принципами:

- актуализация имеющихся знаний

- знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы

- систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные вопросы.

  • Урок проводится по принципу коллективно-распределенной деятельности: индивидуальной; фронтальной; в парах

 

 

 

 

Этап урока

Работа учителя

Работа учащихся

Вступительное слово учителя

Пять веков отделяют нас от событий, описанных Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба». Но можно ли сказать, что ее идея, затронутые в ней проблемы неактуальны для нас, живущих в 21 веке? Разве защита Отечества – разве не это долг каждого? С кем можно сравнить защитников повести? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня найти ответы посредством текста и живописи. У вас на столах лежат исследовательские карты, которые необходимо заполнять в течение урока.

 

 

  1. Активизация внимания. Показ иллюстраций к повести Н.В. Гоголя

- Внимание на экран. Узнайте героев повести и эпизод.

А) Этот герой «был из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.»

Б) «Отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.»

В) «Ну, здорово, сынку! Почеломкаемся! Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай!»

Г) «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?»

Д) «Велел созвать всех сотников и весь полковой чин , кто только был налицо…он им тот же час представил сыновей, говоря: «Вот, смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю»

Е) «Он учился охотнее и без напряжения…был изобретательнее …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия…был очень хорош собою»

Ё) «Считался всегда одним из лучших товарищей…Ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был прямодушен с равными.»

Ж) «Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Её сыновей, её милых сыновей берут от неё. Кто знает, может быть, при первой встрече татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их…»

Учащиеся угадывают героев и фрагмент повести

  1. Работа с репродукциями: В.М. Васнецов «Три богатыря» и А.П. Бубнов «Тарас и его сыновья».

 

Давайте рассмотрим репродукции картин художников. Вам знакомы эти картины?

 Можно ли их связать по теме, идее?

 В чем сходство между Тарасом Бульбой. Андрием и Остапом и богатырями? Можно ли назвать Тараса Бульбу и его сыновей богатырями?

А что такое «защита Отечества»? Как вы понимаете?

 

 

 

- На картине Виктора Михайловича Васнецова изображены былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Три богатыря – защитники земли русской, Отечества. На картина Александра Павловича Бубнова герои повести изображены как богатыри – защитники Отечества.

- Защита Отечества – это охрана, оборона своего государства, своей страны, своей Родины от нападения извне и в ходе самих военных действий.

  1. Работа с текстом. Характеристика Запорожской Сечи.

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала героев сильных, мужественных, самоотверженных. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считали товарищество и братство. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи.

- Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи?

-Какую роль играл куренной атаман?

- Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?

- Н. В. Гоголь не идеализирует своих героев. Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

- Как проявили себя Остап и Андрий в Сечи, в бою?

- Какое решение принимают казаки и почему?

(«...Идти прямо на Польшу, отомстить... за... посрамленье веры и казацкой славы». «Прощай, наша мать!)

В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении ряда столетий земли Украины подвергались опустошительным набегам татарских полчищ. Сначала золотоордынские, а потом крымские татары непрестанно нападали на украинские села и города. Едва ли не более тягостными были преследования со стороны панской Польши, захватившей власть почти над всей Украиной.

Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь, на островах за бурными днепровскими порогами, представлявшими естественную преграду с севера, среди бесчисленных протоков и рукавов, на которые разделяется течение Днепра, прорвавшегося сквозь каменистую теснину, создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества. (Запорожская Сечь — у днепровских порогов, на Хортице, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью).

 

  1. Характеристика эпизода. Речь Тараса Бульбы о товариществе.

- Давайте прочитаем речь Тараса Бульбы о товариществе.

- Почему Тарас Бульба произносит эту речь?

 

 

 

 

 

 

- Какова основная мысль речи Тараса Бульбы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как характеризует речь Тараса Бульбу?

 

 

 

 

 

- А что есть для казака родина?

Давайте прочитаем описание степи в повести.

 

- Образ степи – это символ чего для казаков?

 

- Докажите это цитатой из текста

 

Чтение учеником речи Тараса о товариществе.

 

- Чтобы приободрить казаков, которые впали в уныние, расставшись с товарищами. Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди

Для казаков нет уз святее товарищества, поэтому они поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и ляхам. теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя.

- Прославление Русской земли, товарищества, братства, русской души.

 

 

 

 

- Т.Б. – истинный патриот, защитник своего дела, своей веры, своей родины. Он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.

 

 

 

- Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать для казаков, дает им силы.

  1. Рефлексия

- «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Н.В. Гоголя В.Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением? Какую русскую  пословицу о товариществе иллюстрирующую идею повести вы можете назвать: «Сам погибай, а товарища выручай»

 

  1. Домашнее задание

Прочитать 10, 11, 12 главу повести. Подготовить словесные портрету героев повести: Тараса Бульбы – 1 ряд. Андрия – 2 ряд. Остапа – 3 ряд

 

 

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Deny27 | Теги: скачать, тарас бульба, скачать +без регистрации бесплатно, конспект уроку, план-конспект
Просмотров: 1044 | Загрузок: 67 | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск