Среда, 14.11.2018, 14:04

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школьная олимпиада по русскому языку и литературе

Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
05.10.2016, 15:37

                        Задания к олимпиаде по русскому языку 10-11 класс

  1. Укажите разницу в лексическом значении, составьте фразы с каждым из слов:

академичный - академический   
временной - временный 
безыскусный - безыскусственный 
вдохновение - вдохновенность 
досадный - досадливый 
комфортный - комфортабельный 
масленый - масляный 
экономный - экономичный – экономический

  1. Найдите стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте. Определите стилистическую принадлежность текста и его жанр.

Прекрасным утром третьего дня я, Студентов Петр Трофимович, опоздал на лекцию профес. Мармышкина. В начале лекции был произведен опрос на предмет выяснения отстутствующих. Я был отмечен в качестве отсутствующего, и, следовательно, лишен стипендии в размере 500 рубл. 
Причиной моего опоздания стали автоматизированные двери поезда в метро, в связи с которыми полы моей верхней одежды (пальто демисизонное, фабрика «Красная Швея») были прещемлены. В результате того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания пальто стороны я вынужден был проехать мимо нужной мне станции метро.
Виновником произшедшего прошу считать работников метрополитена, не починивших кнопку, по которой я пытался попросить машиниста открыть мне двери, а также неизвестного мне гражданина в кожаной куртке, насильно впихнувшего меня в вагон, а пальто мое и не подумавши впихнуть.
Чаю, что мне возвратят положенную стипендию. Спасибо большое за понимание.

Студентов П.Т.

  1. Подберите эпитеты к следующим словам. Обоснуйте употребление выбранных эпитетов. Обоснованием может служить ссылка на употребление данных эпитетов в произведениях художественной литературы.

  2.  

4.  В  текстах  XI-XVII веков  встречается  много  устойчивых  сочетаний  со  словом править. Найдите  их  в  приведённых  ниже  цитатах.  Выпишите,  объединяя  сочетания, близкие  по  значению.   Определите  значения,  в  которых  они  употреблены,  в  скобках укажите номера примеров.

1)  Аще попъ утонеть или диякон, достоить в ризах погрести и правити по немь. Или аще бѣсенъ умреть, в ризахъ погрести и съ честью пѣти над нимъ, правити по немъ и до годины его. И преставльшихся архимандритов память их правити.

2)  И  тот  искъ  на  мнѣ  правятъ,  а  я  боленъ:  руками  и  ногами  не  владѣю,  и  то

стало быть противно твоему государеву указу.

3)  Борис Годунов правяше скифетръ великаго Росийского царствия семь лѣтъ.

4)  А что еси нам правил слово от короля на нашего брата и на наших князей о земляхъ и о грабежѣ и о иных дѣлехъ.

5)  Поставленъ быхъ во архиепископство Великаго Новаграда и Пскова. И тамо правящу ми престолъ Святыя Софии 16 лѣтъ.

6)  Июля  въ  28  день  бояре  приказали  по  той  записи  иску  не  править  до  тѣхъ мѣстъ, покамѣста Москва очиститца.

7)  Приехал  дворянин  Залешанин  в  Киев  град  к  великому  князю  Владимеру, правит рѣчи от товарыщев своих. И государь их пожаловал, велел им к себе ехати.

5.   В первом столбце таблицы приведены значения слов.  Слова, соответствующие этим значениям, этимологически родственны друг другу, но в современном русском языке их родство нами уже почти не ощущается. Подберите слова, соответствующие этим значениям, восстановив данное этимологическое гнездо. Обратите внимание, что некоторые из значений остались в языке только в устаревших словах.

Значение слова 

Слова этимологического гнезда

 

‘место скрещения железнодорожных путей’

 

 

‘тюрьма’

 

‘арестант’

 

‘тесный, ограниченный’

 

‘стягивать, скреплять концы чего-либо’

 

 

‘узор из переплетающихся линий, вид

декоративного письма’

 

 

‘дерево с гибкими прутьями, из которых

делают полозья’

 

 

‘цепи, оковы’

 

‘погружаться во что-то липкое’

 

 

6.  Сравните  пары  сложных  предложений.  Укажите,  чем  отличаются  придаточные  в

каждой  паре  предложений.  Сделайте  общие  выводы  о  придаточных,  присоединяемых

союзом чтобы.

1А. Марина поехала на каникулы к бабушке, чтобы отдыхать в деревне.

1Б. Марина слишком любит родной город, чтобы отдыхать в деревне.

2А. Нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.

2Б. Не нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.

3А. На меня наделисвитер, чтобы я не замёрз.

3Б. Стоило только надеть свитер, чтобы я не замёрз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы олимпиады 10-11 класс

  1. (По 1 баллу за каждую правильно описанную пару слов. Всего 8 баллов)

  1. АКАДЕМИЧНЫЙ

  • Соответствующий строгим классическим образцам, установившимся традициям, правилам, имеющий сугубо теоретическую направленность.

  • Излишне сухой, лишенный страстей, эмоций, базирующийся на теории (часто - неодобрительно).

АКАДЕМИЧЕСКИЙ

  • Сугубо теоретический, соответствующий классическим образцам.

  • Учебный, связанный с учебой.

  • Соотносящийся с существительными "академия", "академизм".

  • Почетное звание творческих коллективов (театр, хор).

(Слова-паронимы (частичные синонимы), близкие по смыслу в первых значениях и различающиеся в остальных.)

Академичный стиль его выступления не встретил понимания слушателей.

На третьем курсе студент Сидоров долго болел и ушёл в академический отпуск.

 

ВРЕМЕННОЙ

  • связанный с понятием или фактором времени, определяемый или измеряемый в некоторые моменты времени.

ВРЕМЕННЫЙ

  • непродолжительный, краткий.

Временна/я зона пользователя соответствует часовому поясу с учетом перехода на летнее время и обратно. (Из руководства.)

Ему удалось найти только временную работу.

 

БЕЗЫСКУСНЫЙ

  • простой, незатейливый; простодушный, наивный (о человеке), естественный (в поведении).

БЕЗЫССКУСТВЕННЫЙ

  • (малоупотребительно) - лишенный искусственности; естественный(природный), непосредственный.

Рассказ непосредственный и безыскусный, но есть здесь некий дух, нет, не Пресли, дух доброты и спокойствия, благотворно влияющий на читателя. (Из рецензии.)

Теперь прощайте: если вас 
Мой безыскусственный рассказ 
Развеселит, займет хоть малость, 
Я буду счастлив. А не так?- 
Простите мне его как шалость 
И тихо молвите: чудак! 

Михаил Лермонтов, "Валерик".

 

ВДОХНОВЕНИЕ

  • Состояние творческого подъема, прилив творческих сил; приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

  • Руководство или влияние Духа святого (религ.).

ВДОХНОВЕННОСТЬ

  • отвлеченное существительное, образованное от прилагательного "вдохновенный" - проникнутость, исполненность вдохновением.

А может, дело в том, что теперь, когда он сам уже внутренне не работал, потому что иссякло вдохновение, его духовное зрение полностью совпадало с действительностью, которую он видел как четкий пейзаж в хорошо отрегулированном бинокле. (Фазиль Искандер "Сандро из Чегема".)

И, строя выразительность возгласа, мы должны передавать его так, чтобы последовательно раскрывались сперва вдохновенность его, затем его звучность, потом мы должны в нем узнать голос именно Петра, и тогда, наконец, разобрать, что этот вдохновенный, звучный голос Петра произносит "За дело, с богом!". (Сергей Эйзенштейн, "Монтаж-1938".)

 

ДОСАДНЫЙ - обижающий, раздражающий,

  • Вызывающий досаду, обидный, неприятный.

  • Выражающий досаду (редкое и устаревающее)

ДОСАДЛИВЫЙ

  • Вызванный досадой, сделанный в состоянии досады.

  • Выражающий досаду.

К значению "досадный" - вызывающий досаду. 
Конец простой - хоть необычный, но досадный: 
Какой-то грек нашел Кассандрину обитель 
И начал пользоваться ей не как Кассандрой, 
А как простой и ненасытный победитель. 
(В. Высоцкий "Песня о вещей Кассандре".)

К значению "досадный" - досаждающий. 
Если «Русский вестник» не употребляет здесь известной риторической фигуры умножения: наши Пушкины, наши Лермонтовы, наши свистки и проч., то я беру на себя смелость заметить ему, что уж одним этим умножением он придает этому досадному «Свистку» слишком уж большое значение. (Ф. М. Достоевский, «"Свисток" и "Русский Вестник"».)

К значению "досадливый" - вызванный досадой. 
Подрыльником ткнулась в колено свинья, оставляя пятно. 
- Эх, Романыч, погряз без призора: возгривел, - скривился с досадливым прохиком Грибиков - ты на лицо посмотри: баклажан. (Андрей Белый, "Москва".)

К значению "досадливый" - выражающий досаду. 
Вокруг стола ходили собаки. Они зевали от нетерпения, встречая появление каждого нового блюда коротким досадливым лаем, похожим на возглас: "Ах, черт возьми!" (К. Г. Паустовский, "Дым отечества".)

 

КОМФОРТНЫЙ и КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ

  • Синонимы - "отличающийся комфортом". При этом, однако, "комфортный" употребляется чаще применительно к абстрактным существительным - комфортные условия, комфортная жизнь, а комфортабельный - к конкретным - комфортабельная квартира, машина. 
    Последнее по мнению В. И. Красных (статья «"Комфортный" или "комфортабельный"») уже не позволяет считать слова синонимами, он говорит о паронимах, выделяя у "комфортный" значение "Такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение".

Одна из центральных улиц в Калининграде называется Ленинским проспектом... Ныне, преображенная еврофасадами с надписями преимущественно латиницей, это красивый комфортный проспект, по которому приятно прогуляться, когда надоест гулять по многочисленным паркам. (Сергей Фаустов "Дневник Писателя".)

Впрочем, устраивать папиросную фабрику "Дукат" в пределах Садового кольца Пигиту запретили, и тот перестроил предприятие под комфортабельный и весьма престижный доходный дом. (Марина Черкашина, "Параллели судеб" - очерки о М. А. Булгакове.)

 

МАСЛЕНЫЙ

  • покрытый маслом, пропитанный маслом, испачканый маслом (масленый пирог); переносное значение - «льстивый», «сластолюбивый» (масленый взгляд).

МАСЛЯНЫЙ

  • Разведенный на масле (масляные краски, масляный крем).

  • Относящийся к маслу или соотнесенный с ним, свойственный маслу, работающий на масле. (Масляный насос).

  • Написанный масляными красками.

Хозяин выгнал за безобразие! - говорит Горкину половой.- Дни строгие, а он с масленой все прощается, шарашник. Гости обижаются, все черным словом... (Иван Шмелёв "Лето Господне".)

К вареной курице с рисом, сваренным из лучшего сорта до мякоти, но непременно рассыпчатым, а не комком, подавали белый масляный соус (не иначе все это писалось в двадцатые годы! - В. С.), с лимоном, слегка поджаренной мукой; к жареному мясу часто делали соус с маринованными рыжиками (пожалуй, даже в начале двадцатых годов! - В. С.) ... были в ходу такие кушанья, вроде суфле из рыбы, дичи, всегда с особыми соусами... птица резалась длинными тонкими ломтиками (не в девятнадцатом ли году все это писалось? - В. С.), а не рубилось поперек костей... (Владимир Солоухин "Время собирать камни". Автор цитирует книгу Марии Андреевны Бекетовой "Александр Блок. Биографический очерк".)

 

ЭКОНОМНЫЙ

  • Соотносящийся по значению с существительным "экономия" (в значении «бережливость», «расчетливость»), связанный с ним.

  • Бережливо расходующий, не содержащий лишнего (экономный двигатель).

  • Требующий умеренных затрат; экономичный.

  • Склонный экономить (экономный хозяин).

ЭКОНОМИЧНЫЙ

  • Соотносящийся по значению с существительным "экономия" (в значении «бережливость», «расчетливость»), связанный с ним.

  • Дающий возможность сэкономить что-л.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - соотнесенный с ЭКОНОМИКОЙ в разных значениях:

  • Совокупность производственных отношений, соответствующих определенной ступени развития производительных сил.

  • Хозяйственное, финансово-экономическое состояние страны, региона или предприятия.

  • Научная дисциплина, изучающая экономические отношения.

Экономный, словно казна, кость любую трижды огложет. (Борис Слуцкий "Дом в переулке".)

Фирменный экспресс "Лев Толстой" - вполне приемлемый и, кстати, более экономичный вид транспорта. (из Интернета.)

Наверно, и в этом отличие экономической науки от других наук, что в ней нет неизбежного перехода от меньшей к большей достоверности, 
в ней нет истины, которая будучи однажды раскрыта, будет истиной вечной. (И. И. Агапова "История экономической мысли".)

  1. (По 0,5 балла за каждую найденную ошибку. 2 балла - за определение стиля и жанра. Всего 20,5 б)

Стиль и жанр: заявление, официальный документ личного характера. Такие документы пишутся официально-деловым стилем.

Более подробно о стиле. В официально-деловом стиле выделяют два подстиля: официально-документальный, которым пишутся международные документы, межведомственные протоколы и т.п. и обиходно-деловой, к которому относятся организационно-распорядительные, информационно-справочные, административно-организационные и личные документы, а также - деловые письма. Заявления, наряду с доверенностями, относятся к категории личных документов.

Ошибки формы документа (их можно отнести к стилистическим):

1.                         Отсутствует "шапка" с указанием заявителя и должностного лица или органа, которому адресуется заявление (кому и от кого пишется заявление).

2.                         Нет заголовка - слова "заявление".

3.                         Нет числа после подписи.

4.                         В заявлениях описательная часть, если она необходима, формулируется предельно кратко, без освещения не относящихся к сути заявления подробностей.

5.                         Просьба заявителя должна быть изложена конкретно, иначе заявление превращается в объяснительную записку. В данном тексте наблюдается смешение этих двух "жанров". В чем именно просьба заявителя - "считать виновником произошедшего работников метрополитена" или "возвратить стипендию" - не очень понятно.

Стилистические ошибки.

1.                         "Прекрасным утром третьего дня" - датировка, приемлемая для художественного произведения. В заявлении нужно указать конкретное число, при необходимости - время.

2.                         Эпитеты-определения ("прекрасным утром") в заявлениях совсем неуместны.

3.                         "на предмет выявления" - неуместный канцеляризм. Если уж никак без этого не обойтись, следует писать "с целью выявления".

4.                         Слово "опрос" означает выявление знаний или мнений. Следует использовать "перекличка" или "проверка".

5.                         "Выяснение кого-либо" - жаргонизм послереволюционной эпохи. "[Шарик:] А сову мы еще разъясним" - М. А. Булгаков, "Собачье сердце". Следует - "выявление".

6.                         Всю фразу следует сократить до "В начале лекции была проведена проверка посещаемости".

7.                         "Был отмечен в качестве" - очевидный канцелярит.

8.                         Фразу можно изменить, например, на "По причине моего отсутствия на перекличке я был лишен стипендии". Изложение строгой причинно-следственной цепочки "Отсутствовал" -"был отмечен отсутствующим" - "лишён стипендии" в данном случае излишне.

9.                         Двери в метро "автоматические", а не "автоматизированные", поскольку участие человека в их открытии не предполагается. Автоматизированными их можно было бы считать с точки зрения машиниста, но не пассажира.

10.                       "Причиной чего-то", строго говоря, может быть не дверь, а её неисправность или неправильная работа.

11.                       "В связи с ..." можно сказать по отношению к явлению, процессу и т.п., но никак не "предмету". Допустимо - "Из-за неправильной работы дверей", в крайнем случае (в сугубо деловом стиле) - "В связи с невозможностью открыть двери метро".

12.                       "Вытаскивание" в деловой лексике неупотребильно.

13.                       "Проехать мимо станции" - устаревает, особенно в значении "не успел или не сумел сойти". Сейчас употребляются "проехал нужную станцию".

14.                       "Кнопку, по которой я пытался попросить" - косноязычие. "По кнопке" ничего не просят. "Кнопкой или с помощью кнопки" (см. ниже) можно воспользоваться для связи с машинистом, и только связавшись, - попросить. Опустив в изложении логическое звено "связаться", автор, видимо, допустил неуместный здесь эллипсис.

15.                       "Неизвестного мне". Местоимение "мне" здесь избыточно. Из-за этого, кстати, возникают сомнения в правильности слитного написания прилагательного "неизвестного". Трудно сказать означает ли "неизвестный" отрицание качества (тогда написание раздельно) или качество, противоположное "известному" (тогда слитное). В обороте "неизвестный гражданин" таких сомнений нет. Распространение форма "неизвестный кому" получила, видимо, в силу широкого её использования в языке представителей правоохранительных и судебных органов - "неизвестный свидетелю", "неизвестные потерпевшему" и т.п.

16.                       Ко всему прочему слово "мне" повторяется на коротком отрезке текста дважды, первый раз - "открыть мне двери", это стилистический огрех; причем "мне" и в первом случае избыточно.

17.                       "Впихнувшего" - слово не из деловой лексики.

18.                       "Чаю" - старое и поэтическое слово. В современном неопоэтизированном языке используется только в форме "души не чаять (в ком-либо)". К тому же, она не совсем точно передаёт смысл. Возможно "надеюсь".

19.                       "Чаю, что мне возвратят". В заявлении необходимо изложить просьбу в явной форме, а не в косвенной форме.

20.                       "Спасибо большое за понимание" - оборот совершенно неуместный в деловой бумаге. Подобная подобострастная форма была популярна в советскую эпоху среди граждан вынужденных писать массу всяких заявлений, но совершенно неумевших это делать. С помощью "заранней благодарности" они пытались разжалобить всевластного Чиновника, на которого эта приписка воздействовала прямо противоположным образом.

Грамматические ошибки:

1.                         "Работников" не согласуется с "виновником". Следует - "виновниками произошедшего считать работников... и гражданина".

2.                         "Поезда в метро". Следует "поезда метро".

3.                         "Не подумавши" - просторечно-сниженная форма. В литературном языке недопустима. Даже широко распространенное "был выпивши" абсолютно ненормативно.

4.                         "По кнопке" - жаргонизм административного стиля, пришел из технической терминологии. Если уж без упоминания злополучной кнопки никак не обойтись, то "с помощью кнопки" или просто "кнопкой".

Орфографические ошибки:

1.                         "Отстутствующих" - описка. "Отсутствующих"

2.                         "Профес." - неупотребительное сокращение. Допустимо - "проф."

3.                         "Демисизонное", правильно - "демисезонное". От лат. demi - "полу" и "сезон".

4.                         "Красная Швея" - надо "Красная швея", слово "швея" само по себе не является именем собственным, в названии предприятия пишется со строчной. (п. 108 свода правил РЯ в ред. 1956 г.)

5.                         "Рубл." - неупотребительное сокращение. Возможно - "руб."

6.                         "Прещемлены" - следует "прищемлены". Правила на приставки "при-"/"пре-", здесь можно трактовать как неполноту действия (как "приоткрыть", "приподнять") - "не до конца защемить" или, что вероятнее, как сближение (двух частей механизма или объекта, произведшего защемление). В любой случае - приставка "при-".

7.                         "Произшедшего" - ненормативно. Следует - "происшедшего", допустимо - "произошедшего". Если имелось ввиду последний вариант, то ошибку следует считать орфоэпической.

Пунктуационные ошибки:

1.                         "...того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания пальто стороны я вынужден...". После "стороны" нужна запятая, закрывающая подчиненное предложение, начинающееся со слов "что двери".

2.                         "И, следовательно" - запятая не нужна, поскольку союз составляет с вводым словом единое целое.

 

3. По 0,5 балла за каждый эпитет.

Эпитет - художественно-стилистический прием: образное определение. 
Различают 
1) "украшающий", обозначающий постоянный признак предмета и 
2) подчеркивающий в определенном понятии какой-либо один, случайный признак, важный для данного конкретного описания. (Литературная энциклопедия терминов и понятий. Ред. А. Н. Николюкин. М., 2001.)

ПОЛЕ

·                                        бегущее

Бегущий лес пытается настичь бегущие поля. (И. Бродский);

·                                        безбрежное

И душа моя - поле безбрежное... (С. Есенин);

·                                        зимующее

Родная гладь зимующих полей... (А. Жемчужников);

САД

·                                        бессолнечные

Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады... (А. Ахматова);

·                                        вековой

Липы и дорожки векового сада, Там грустил Тургенев... (Г. Иванов);

·                                        нежный

Глубокий нежный сад, впадающий в Оку... (Б. Ахмадулина);

ВЕТЕР

·                                        безрассудный

Когда с налету ветер безрассудный: (А. Ахматова);

·                                        дружеский

И дружеский ветер Прохладу даёт.(В. Лебедев-Кумач);

·                                        посеянный

Когда посеянные ветры обратятся в бурю... (Рерих);

НОЧЬ

·                                        городская

И видела лишь ночь городская, черная... (А. Блок);

·                                        магическая

Хорошо, что в этом мире Есть магические ночи... (В. Ходасевич);

·                                        ясная

Для неба их краса; Любуйся ими в ясну ночь... (В. Жуковский);

ТУЧА

·                                        испуганная

Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! (А. Блок);

·                                        недвижная

Недвижных туч жемчужные ступени... (Юргис Балтрушайтис);

·                                        шумная

Сохрани меня, отец, От соседства шумной тучи... (Д. Давыдов);

4. (Всего 7 баллов)

1.  править  память  –  ‘поминать’ (1). Возможно  также  выделение  в  данном

фрагменте сочетания править по кому-либо(по немъ);

2.  править иск – ‘предъявлять иск’(2, 6);

3.  править  скипетр,  править  престол  –  ‘ осуществлять  правление,  управлять,

обладая властью’(3, 5);

4.  править слово, править речи – ‘передавать слова, приказ, поручение’(4, 7).

5. (Всего 9 баллов)

1) ‘место скрещения железнодорожных

путей’

узел

2) ‘тюрьма’  узилище

3) ‘арестант’  узник

4) ‘тесный, ограниченный’  узкий

5) ‘стягивать, скреплять концы чего-либо’  вязать, связывать

6) ‘узор из переплетающихся линий’  вязь

7) ‘дерево с гибкими прутьями, из которых

делают полозья’ вяз

8) ‘цепи, оковы’  узы

9) ‘погружаться во что-то липкое’  вязнуть

6. (Всего 12 баллов)

1А. Марина поехала на каникулы к бабушке, чтобы отдыхать в деревне.

Придаточное цели. Собственно целевое придаточное, в котором говорится о цели действия, названного в главной части.

1Б. Марина слишком любит родной город, чтобы отдыхать в деревне.

Придаточное меры и степени. Конструкция слишком… чтобы. Придаточное  изъясняет  соотносительное  с  ним  слово  слишком  (насколько?). Придаточная  часть  называет  действие,  совершению  которого  препятствует  слишком высокая степень признака, названного в главной части.

2А. Нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.

Придаточное цели. Конструкция нужно… чтобы. Если в главной части есть слово нужно, то придаточная часть указывает на цель, достижение которой возможно только при наличии условия, о котором говорится в главной части.

2Б. Не нужно быть художником, чтобы восхищаться красотой здешних мест.

Придаточное цели. Конструкция не нужно… чтобы. Целевые  отношения  осложнены  значением  оценки,  которое  в  содержании  предложения  выходит  на  первый  план.  В  нём  акцентируется  безусловность, обязательность  того,  о  чём  говорится  в  придаточной  части.  Т.е.  в  представленном предложении  имеется  в  виду,  что  «любой  человек  обязательно  будет  восхищаться красотой  здешних  мест».  И  для  того  чтобы  подчеркнуть  это,  отрицается  возможное условие.

3А. На меня надели свитер, чтобы я не замёрз.

Придаточное цели. Собственно целевое придаточное, в котором говорится о цели действия, названного в главной части.

3Б. Стоило только надеть свитер, чтобы я не замёрз.

Придаточное следствия. Конструкция стоило… чтобы. Придаточное указывает не на цель действия, а на следствие того, о чём говорится в  главной части.

Общие выводы

1)  Союз чтобы может присоединять разные типы придаточных.

2)  Тип придаточного и его значение зависят от содержания главной части.

3)  На  семантику  придаточного  может  влиять  наличие  в  главной  части соотносительных слов (слишком, стоило, нужно).

4)  Чаще  всего  это  придаточные  цели,  которые  могут  быть  не  одинаковы  по значению.

 

Всего можно набрать 60 баллов

Категория: Школьная олимпиада по русскому языку и литературе | Добавил: Ольга
Просмотров: 1455 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск