Среда, 14.11.2018, 14:49

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школьная олимпиада по русскому языку и литературе

Олимпиада по русскому языку за 2015-2016 уч.год
[ Скачать с сервера (43.4 Kb) · Скачать удаленно (43 Кб) ] 16.01.2016, 19:53

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

5 – 6 класс

  1. В популярнейшем когда-то «Марше энтузиастов» были такие слова: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» В каком смысле употреблено здесь слово «здравствуй»?

  2. Что означает устойчивое выражение «положить зубы на полку»? Выберите из приведенных толкований одно, правильное:

А) совсем оголодать, перестать питаться в достаточном количестве;

Б) снимать на ночь зубные протезы;

В) молчать, быть неразговорчивым.

3.  С какой буквы русского алфавита никогда не начинается слово, но зато очень часто ею заканчивается?

4. Назовите общие звуки в словах серб и перс.

5. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?

  1. Объясните значение выражений живота не жалеть, живот положить.

  2. Угадайте и напишите прилагательное, с которым употребляются приведенные существительные:

Опыт, плод, лекарство, истина –

Место, прием, халат –

Сон, капуста, галстук, фотография –

Глаз, меч, язык –

  1. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

  2. Какое словосочетание пропущено в отрывке из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»?

«Четырехлетний Игорь, впервые вылепив снежную бабу__________, с гордостью заявил окружающим: «Эта баба совсем беспомощная!»

10. Используя материал энциклопедического словаря юного литературоведа, напишите сочинение- рассуждение о роли пословиц и поговорок в жизни людей.

          Текст

У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждения о самых различных сторонах жизни человека. Они рождались в процессе осмысления народного опыта, с исключительной полнотой отражали мышление трудящегося человека. Мы явственно видим, что земледелец завещал потомкам: «Глубже пахать – больше хлеба жевать», «В пашне огрехи – в кафтане прорехи». За наковальней в деревенской кузнице возник афоризм: «Не кует железа молот, кует кузнеца голод», под стук плотницких топоров родилась пословица: «Плотник стукать охотник».

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Конкретное явление приобретает в ней обобщенный смысл, а частный факт применяется к общему явлению. «Каково посеешь, таково и пожнешь», – исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка.

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, оборот речи: «Убил двух зайцев», «Семь пятниц на неделе».

         

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

        7 – 8 класс

1.Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты? Определите разряд каждого прилагательного.

2.Объясните значения следующих фразеологизмов:

Первая ласточка, бросать камешки в огород, плыть по течению

3.Закончите устойчивые выражения:

Пока гром не грянет, мужик…

Баба с воза…

Торговали – веселились, посчитали…

4.Иностранцам бывает трудно понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

5.Исправьте ошибки в склонении числительных.

Около трехста дней.

По остальным трехсот сорока округам.

В двухсот семьдесят трех местах.

Фонд пополнился шестьсот сорок двумя книгами.

Иконы пятнадцатого и шестнадцатых веков.

Триста шестьдесят двум из них повезло.

6.Поставьте ударение в словах:

Облегчить, углубить, жалюзи, каталог, квартал, обеспечение, договор, оптовый, средства, новорожденный.

7.Определите, допущены ли орфографические ошибки в данных парах слов. Объясните значение этих слов:

А) сервиз – сервис;

Б) компания – кампания;

В) колос – колосс;

Г) приемник – преемник.

  8. От каких самостоятельных частей речи образованы следующие наречия?

    Впервые, ночью, дома, надвое, вкрутую, вслепую.

9.Сколько в данном списке слов с суффиксом – чик: кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик?

10. Задание

Афоризм (от греч. – определение, краткое изречение) - микротекст, в котором обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме с помощью антитезы, гиперболы, параллелизма, инверсии.

Содержательная основа афоризма – вся человеческая жизнь в ее конечном итоге и выводе, а не отдельное наблюдение или переживание.

  Текст заканчивается афоризмом: «Читать – значит применять в жизни прочитанное»? Как вы понимаете смысл афоризма? Напишите сочинение-рассуждение.

И.Линкова «Ты и твоя книга».

Читать легко, а жить трудно.

Когда ты читаешь, ты маг, волшебник и властелин, ты можешь не только выбрать книгу, не только решить ее судьбу – читать или не читать. Ты можешь себя самого представить кем угодно – выбрать любую роль.

И – разумеется! – ты выбираешь победителя. Того, кто лучше всех.

В книге про Тома Сойера – не только Том Сойер. Там есть и другие мальчишки, например, занудный братец Тома по имени Сид.

Ни один нормальный человек не воображает себя Сидом. Он веселится вместе с Томом Сойером и Гекльберри Фином. Иначе и быть не может.

Когда читаешь, очень легко быть добрым, умным, смелым, находчивым, ловким, отважным, решительным, благородным, великодушным, красивым, хорошим.

Потом книжка закрывается. Зато распахивается дверь на улицу. И обычная жизнь, такая как есть, врывается без спросу… Это решающий момент. Очень многие его не выдерживают. Живым людям свои достоинства надо доказывать. Доказывать делом. Книжки – просто читать.

Читать легко, а жить трудно.

Ты не спишь по ночам, зачитываясь героическими подвигами, очень убедительно и красиво описанными в книгах. Мечты распирают тебя и несут, море тебе по колено, и сам черт – не брат.

Однако если после всего этого, если парень из соседнего двора поставит тебе подножку, а ты только отряхнешься и быстренько шмыгнешь в подъезд; если твой приятель сидит, закусив губу от обиды, а ты говоришь: «Пока!» – и делаешь вид, что ничего не заметил, – значит, зря работал Гайдар, повторяя наизусть строчки своих рассказов, зря старался Вальтер Скотт, сочиняя «Айвенго», и Александр Дюма зря изобретал похождения прекрасного д*Артаньяна, мушкетера и героя.

Книги пишутся не для того, чтобы спрятаться за ними от жизни – собственных переживаний и дел. Читать – значит применять в жизни прочитанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

9  класс

  1. В газете встретилась фраза: «Критики пророчат исполнительнице большое будущее». Правильно ли употреблен здесь глагол?

  2. Знаменитый музыкант Юрий Башмет так высказался о российских олигархах: «Они еще не меценаты, но уже спонсоры». А какова разница в значениях этих слов?

  3. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу «Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука явно лишняя». Что имел в виду писатель? Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?

  4. Подберите фразеологические антонимы:

Бросить якорь –

Витать в облаках –

Кот наплакал –

У черта на куличках –

  1. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

Битва - …- ругань

Гримаса - …- снаряд

Нежить - … - шалить

Изогнутый - …- одноглазый

  1. В романе А.И. Герцена «Былое и думы» читаем: «Прощаясь со мной в саду, у него на глазах были слезы. Бедный князь!» Какая ошибка, с точки зрения норм современного русского литературного языка, здесь допущена?

  2. Исправьте ошибки. Объясните правильное написание и произношение.

Надсмешка, подщечина, уплочено, нолито, посожено, ложить, становить.

  1. Та часть теории словесности, в которой излагаются правила языкового выражения словесных произведений, называется стилистикой. Объясните происхождение этого термина и того слова, от которого он образован. Как понимать слова Горация: «Чаще переворачивай стиль»?

  2. Какими звуками и буквами различаются слова «Толстого» и «толстого»?

  3. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.                  

    Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни? Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрым. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напоминать в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы.

    «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

   

    Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

10 – 11 класс

  1. Какие русские имена в латинском первоисточнике означали: «звезда», «овечка», «морская», «хромая», «скромник», «малыш»?

  2. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением в истории языка они связаны? Запишите к каждому слову словарные статьи и составьте с ними предложения или стовосочетания.

  3. Что обозначает данное предложение?

Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище.

  1.  Какие существительные в этом списке одушевленные? Объясните явление.

      Кукла, покойник, коллектив.

  1. Подберите к словам форму множественного числа:

        Выбор - ……, договор - ….., инженер - ……., емкость - .…, фильтр - …,

    паспорт -………

  1. Дайте краткое толкование значений следующих заимствованных слов: иммунитет, превентивный, индифферентно, нонконформизм, эксклюзивный, конфиденциальный, ортодоксальный.

  2. Даны два предложения:

Саша одолжил Мише 1000 рублей.

Миша одолжил у Саши 1000 рублей.

Кто кому дал деньги в долг? В каком предложении допущена ошибка? Как исправить неправильное предложение?

  1. В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень колонн- накладывается на суффикс -н-), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор-). В каких словах, из приведенных ниже, представлено подобное явление: встать, придет, одесский, антенна.

9.Объясните термин «топонимика». Сделайте описание 2 топонимов вашей местности.

10. Афоризм (от греч. – определение, краткое изречение) - микротекст, в котором обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме с помощью антитезы, гиперболы, параллелизма, инверсии.

Содержательная основа афоризма – вся человеческая жизнь в ее конечном итоге и выводе, а не отдельное наблюдение или переживание.

Задание: напишите сочинение-рассуждение по одному из понравившихся вам афоризмов из текста.

Афоризмы всех времен и народов

 

Афоризмы известны всем. У каждого с детства на слуху «Знание – сила», «Время – деньги» или «Никто не обнимет необъятное», но не каждый назовет их авторов: англичанина Френсиса Бэкона, американца Бенджамина Франклина и трио русских сатириков (А.К.Толстой и братья Жемчужниковы) под псевдонимом Козьма Прутков.

А вот члены Московского клуба любителей самого лаконичного литературного жанра не только знают множество афоризмов и их авторов, но и делятся своими знаниями с другими. Не так давно ими была организована выставка, на которой были представлены сотни экспонатов: книги, среди которых изданные на пальмовых листьях или сандаловом дереве (!), коллективные подборки авторских произведений на страницах журналов, газет, фотоафористика и афоризмы – карикатуры, книги членов клуба.

На выставке можно было узнать, что афористичность была свойственна уже первым людям. Увы, чем дольше человечество живет, тем многословнее оно становится. Киевскому князю Святославу даже для объявления войны требовались лишь три слова: «Иду на Вы», а ныне любая перепалка, что в трамвае, что в парламенте, вызывает столько слов!…

А член клуба профессор И.П.Шарапов установил: первые из известных нам афоризмов созданы несколько тысяч лет назад, хотя иные мы считаем современными. В XIII  веке до н.э. было сказано актуальное и сегодня: «Всякая толпа глупа, но раздражать ее не следует». Акир Премудрый, он же Акихара из Ассирии, памятен мыслью: «Рыба портится с головы». Его же: «Лучше с умным таскать камни, чем с глупым пить вино». Древнейший юрист Солон: «Об умерших никто не должен говорить худо». Когда-то Плиний провозгласил: «Нулла диес линеа» («Ни дня без строчки»). Один из членов клуба продолжил фразу, и получился девиз литератора, которому завидуют иные: «Ни дня без строчки, ни ночи без любви».

У каждого мыслителя, философа, писателя находим мысль, выраженную лаконично, ярко и зачастую неожиданно. Оцените сами: «Женщина хочет того, чего у вас нет. Чем меньше чего-нибудь есть, тем больше она этого хочет» (О.Генри). «Окно в мир не закроешь газетным листом» (С.Лец). «Владеть не то что пером, но и топором не вдруг дается человеку» (А.Твардовский).

А вот как шутят члены клуба.

Иные времена – иные правы. На крутых поворотах вылетают крайние. История – не мавзолей: из нее не вынесешь. Идеи живут, пока за них есть кому умирать. Дайте ему крылья; не взлетит, но хлопать будет громко. Труднее всего спланировать, вылетая в трубу. Бег удлиняет жизнь, беготня укорачивает. Чтобы стать другом человека, не надо быть собакой. Разрез на юбке помогает идти в ногу со временем. Самые вкусные овцы – заблудшие.                                                                                                                                         

(По Л.Чубарову). 

 

 

 

 

 

Категория: Школьная олимпиада по русскому языку и литературе | Добавил: Deny27 | Теги: русский язык, скачать, рус.яз
Просмотров: 2833 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 4.1/7
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск