Среда, 14.11.2018, 14:33

 Сайт Баздникиной Ольги Ивановны, 
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский

Вы вошли как Гость | Группа " Гости "Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [1]
Методические разработки [15]
В данном разделе содержатся разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Мое стихотворчество [2]
Стихи пишу со школьной скамьи
Мои публикации [11]
Данная рубрика содержит статьи, опубликованные в районной газете "Кармаскалинская новь", а также исследовательские статьи из сборников Всероссийских и республиканских конференций.
Исследовательские работы учащихся [4]
Школьная олимпиада по русскому языку и литературе [11]
Я - учитель (эссе) [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школьная олимпиада по русскому языку и литературе

Школьная олимпиада по литературе. 10-11 класс.
18.10.2016, 18:42

Целостный анализ текста

Выберите ОДИН из вариантов.

Вариант1.

Прочитайте  рассказ  Л.Н.  Андреева.  Проанализируйте  его,  опираясь  на поставленные вопросы.

В чём, по Вашему мнению, смысл названия рассказа?

Как название связано с главным событием рассказа?

Как  называется  главный  повествовательный  приём,  использованный  автором в рассказе?

Какие художественные приёмы и зачем использует автор?

В чём смысл финала?

Необязательно  отвечать  на  все  вопросы  последовательно.  Вы  можете избрать свой путь анализа. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Леонид Николаевич Андреев(1871–1919)

ВЕЛИКАН

–  ...Вот  пришёл  великан,  большой,  большой  великан.  Такой  большой, большой.  Вот  пришёл  он,  пришёл.  Такой  смешной  великан.  Руки  у  него толстые, огромные, и пальцы растопырены, и ноги тоже огромные, толстые, как деревья,  такие  толстые.  Вот  пришёл  он...  и  упал!  Понимаешь,  взял  и  упал! Зацепился  ногой  за  ступеньку  и  упал!  Такой  глупый  великан,  такой  смешной–  зацепился  и  упал!  Рот  раскрыл–  и  лежит  себе,  и  лежит  себе,  такой  смешной, как  трубочист.  Ты  зачем  пришёл  сюда,  великан?  Ступай,  ступай  отсюда, великан!  Додик  такой  милый,  такой  славный,  славный;  он  так  тихонько прижался к своей маме, к её сердцу– к её сердцу– такой милый, такой славный. У него такие хорошие глазки, милые глазки, ясные, чистые, и все так его любят.  И  носик  у  него  такой  хороший,  и  губки,  и  он  не  шалит.  Это  прежде  он  шалил– бегал– кричал– ездил на лошадке. Ты знаешь, великан, у Додика есть лошадка, хорошая  лошадка,  большая  с  хвостом,  и  Додик  садится  на  неё  и  ездит,  далеко-далеко  на  речку  ездит,  в  лес  ездит.  А  в  речке  рыбки,  ты  знаешь,  великан,  какие бывают  рыбки?  Нет,  ты  не  знаешь,  великан,  ты  глупый,  а  Додик  знает:  такие маленькие,  хорошенькие  рыбки.  Солнышко  светит  в  воду,  а  они  играют,  такие маленькие, хорошенькие, такие быстрые. Да, глупый великан, а ты не знаешь.

–  Какой  смешной  великан!  Пришёл  и  упал!  Вот  смешной!  Шёл  по лестнице–  раз-раз,  зацепился  за  порожек  и  упал.  Такой  глупый  великан!  А  ты не  ходи  к  нам,  великан,  тебя  никто  не  звал,  глупый  великан.  Это  прежде  Додик шалил  и  бегал–  а  теперь  он  такой  славный,  такой  милый,  и  мама  так  нежно-нежно его любит. Так любит– больше всех любит, больше себя, больше жизни. Он её солнышко, он её счастье, он её радость. Вот теперь он маленький, совсем маленький,  и  жизнь  его  маленькая,  а  потом  он  вырастет  большой,  как  великан,  у  него  будет  большая  борода  и  усы  большие,  большие,  и  жизнь  у  него  будетбольшая,  светлая,  прекрасная.  Он  будет  добрый,  и  умный,  и  сильный,  как великан,  такой  сильный,  такой  умный,  и  все  будут  его  любить,  и  все  будут смотреть  на  него  и  радоваться.  Будет  в  его  жизни  горе,  у  всех  людей  есть  горе,  но будут и большие, светлые как солнце радости. Вот войдёт он в мир красивый и  умный,  и  небо  голубое  будет  сиять  над  его  головой,  и  птицы  будут  петь  ему свои  песенки,  и  вода  будет  ласково  журчать.  И  он  взглянет  и  скажет:  «Как хорошо на свете, как хорошо на свете...»

– Вот...  Вот...  Вот...  Этого не  может быть.  Я  крепко,  я нежно,  нежно  держу тебя,  мой  мальчик.  Тебе  не  страшно,  что  тут  так  темно?  Посмотри,  вон  в  окнах свет.  Это  фонарь  на  улице,  стоит  себе  и  светит,  такой  смешной.  И  сюда посветил  немного,  такой  милый  фонарь.  Сказал  себе:  «Дай  и  туда  посвечу немножко,  а  то  у  них  так  темно– так  темно». Такой  длинный  смешной  фонарь.  И завтра будет светить– завтра. Боже мой, завтра!

– Да, да, да. Великан. Конечно, конечно. Такой большой, большой великан. Больше  фонаря,  больше  колокольни,  и  такой  смешной  пришёл  и  упал!  Ах, глупый  великан,  как  же  ты  не  заметил  ступеньки! «Я  вверх  смотрел,  мне  внизуне  видно,  –  говорит  великан  басом,  понимаешь,  таким  толстым,  толстым голосом. – Я вверх смотрел!» – А ты вниз лучше смотри, глупый великан, тогда и  будешь  видеть.  Вот  Додик  мой  милый,  милый  и  такой  умный,  он  вырастет ещё  больше,  чем  ты.  И  так  будет  шагать– прямо  через  город,  прямо  через  леса и горы. Он такой будет сильный и смелый, он ничего не будет бояться– ничего.

Подошёл к речке– и перешагнул. Все смотрят, рты разинули, такие смешные, –  а  он  взял  и  перешагнул.  И  жизнь  у  него  будет  такая  большая,  и  светлая,  и прекрасная,  и  солнышко  будет  сиять,  милое  родное  солнышко.  Выйдет  себе утречком и светит, такое милое... Боже мой!

–  Вот...  Вот  пришёл  великан –  и  упал.  Такой  смешной –  смешной –  смешной же!

Так  глубокою  ночью  говорила  мать  над  умирающим  ребёнком.  Носила  его по  тёмной  комнате  и  говорила,  и  фонарь  светил  в  окно, –  а  в  соседней  комнате слушал её слова отец и плакал.

(1907)

Вариант2

Прочитайте  стихотворение.  Проанализируйте  его,  опираясь  на  поставленные вопросы.

Какие жанровые черты Вы видите в этом стихотворении?

Какие особенности лексики и грамматики Вы видите в этом стихотворении?

С чем сравнивается Рим и почему?

В чём философская идея стихотворения?

Как выражен образ лирического героя в этом стихотворении?

Необязательно  отвечать  на  все  вопросы  последовательно.  Вы  можете избрать свой путь анализа. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Евгений Абрамович Баратынский(1800–1844)

* * *

Ты был ли, гордый Рим, земли самовластитель,

Ты был ли, о свободный Рим?

К немым развалинам твоим

Подходит с грустию их чуждый навеститель.

За что утратил ты величье прежних дней?

За что, державный Рим, тебя забыли боги?

Град пышный, где твои чертоги?

Где сильные твои, о родина мужей?

Тебе ли изменил победы мощный гений?

Ты ль на распутии времён

Стоишь в позорище племён,

Как пышный саркофаг погибших поколений?

Кому ещё грозишь с твоих семи холмов?

Судьбы ли всех держав ты грозный возвеститель?

Или, как призрак-обвинитель,

Печальный предстоишь очам твоих сынов?

(1821)

Максимальное количество баллов за работу– 70.

Категория: Школьная олимпиада по русскому языку и литературе | Добавил: Ольга
Просмотров: 748 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск